Самым первым детищем советской пассажирской авиации стал самолёт, носивший имя «Илья Муромец». Благодаря конструкции разработанной Сикорским салон самолёта был очень перспективен и комфортабелен. Кроме того, для пассажиров на самолёте присутствовал даже ресторан и отдельные комнаты для сна. Удивительно, но на борту располагались даже ванные комнаты!
"Муромец" был отапливаемым и оснащённым электроэнергией пассажирским самолётом, который впервые взлетел 10 декабря в 1913 году, а уже в феврале 1914 года был выполнен первый демонстрационный полёт с находящимися на борту 16 пассажирами. В июне этого же года данным самолётом был установлен рекорд на дальность полёта, а именно самолёт с пассажирами пролетел от Санкт-Петербурга до Киева и совершил разворот обратно в Петербург.
К сожалению Первая мировая война и война Гражданская помешали будущему развитию отечественной пассажирской авиации.
По окончании войн для конструкторских бюро Советского Союза было характерным создать многомоторные пассажирские самолёты на базе простых планеров и тяжелых военных бомбардировщиков. В 50-е годы планировалось начало эры реактивных авиалайнеров, и эта эра наступила. Создавались конструкторские бюро: КБ Антонова, Ильюшина, Туполева, Яковлева, где была разработана основа советского авиапарка, которая до сих пор используется российскими (и не только) авиакомпаниями. В Советском Союзе было разработано множество уникальных для того времени и не имеющих аналогов в мире самолетов, которые превосходили зарубежные самолеты как в пассажировместимости и грузоподъемности (Ту-70), так и в скорости, экономичности и неприхотливости. Отдельного внимания заслуживает Ту-154 - самый массовый самолет, выпускавшийся в СССР. Этот авиалайнер благодаря своим характеристикам используется и по сей день не только на территории России и стран СНГ, но и во многих других государствах. В дальнейшем развитие пассажирской авиации основалось на широкофюзеляжных самолётах.
аэропорт Казани