Приветствуем вас!

Приветствуем вас на портале Tattravel.ru: "Татарстан - Путешествуем вместе".
Tattravel.ru
Администратор сайта

Всем привет!

Хочу рассказать как мы ездили в город Билярск и на Святой ключ

Все началось, когда мой муж болтал со своим братом и тот рассказал о том, что неделю назад они ездили на Святой ключ в Билярск. Там классно, большая гора, с которой течет родник, которую паломники набирают в бутыли, пьют, обливаются и ходят вокруг фонтана, приносят в жертвы животных, а если подняться по куче ступенек то можно увидеть на верху большие камни, остатки дозорной башни. Пока поднимаешься все увешано ленточками и тесемками, это люди завязывают и загадывают желания, все это не далеко от Казани примерно полтора часа езды.

Так как в выходные делать было нечего, в Казани жара, на даче уже наотдыхались решили мы съездить в Билярск. Одним не очень хотелось и мы начал искать попутчиков, с нами решила поехать моя подружка она за рулем своей машины и взять свою коллегу по работе, тоже мучающуюся вопросом «Как провести выходные в Казани». Решили выехать в субботу часов в 8 что бы приехать часам к 10 в Билярск посетить достопримечательности этого старинного города и потом Святой ключ.
Встретившись после поста ГИБДД у ДРКБ, заправившись на заправке там же, мы выехали и доехали почти до поворота на Аэропорт Казань, где нас поймал гаишник за превышение ))). Подружка успела сбросить скорость так что умчалась вперед, пока муж решал проблему с инспектором.
Догнали мы подружку после деревни Сакуры, там начали ремонтировать дорогу и всем пришлось медленно тащится из за летающей гальки, тракторов и аварии. Так мелено мы тащились до поворота на Лаишево, после которой небольшой участок нормальной дороги и светофор. На котором мы простояли почти полчаса. Там тоже ремонтируют дорогу и ехать можно по одной полосе. Некоторые машины съезжали на грунтовку у посадки и быстро пролетали этот участок, мы же решили не рисковать и медленно но проехали.
После этого к счастью дорога была нормальная, и быстро полетели к мосту через Сорочьи горы. Проехав мост остановились не далеко от поста, по словам мужа, он здесь давным давно учась в школе был несколько лет на археологических раскопках. Жили и раскапывали они на одном из остров, даже показал на каком, сказав что выкопали пару скелетов, горшки, бронзовые и кремневые наконечники для стрел, ножи, прялца и много другое.
Загрузившись обратно мы проехали пост ГИБДД, и свернули на Чистополь, тут дорога тоже немножко странно едет, вместо того что бы продолжить дорогу прямо к деревне Алексеевское, надо сначала заехать на мост, а уже оттуда выехать на дорогу.
В самой деревне мы не задерживались, из окна видели только с лева большую церковь или храм, дальше стоял указатель, Билярск и Святой ключ на лево, куда мы и поехали.
Ехали, ехали, ехали и наконец то приехали в Билярск. Свернув на указателе Свяой ключ на лево, мы на всякий случай остановились и решили узнать, куда лучше сначала пойти, и где что находится. Местное население вежливо и очень и очень грамотно объяснили нам что лучше сначала в музей, а потом уже на источник. Езжайте на лево потом дорога будет поворачивать там на лево и когда будет поворот прямо, и там на лево и направо. Мы заблудились. Скажу честно, мы видели указатель музей города, даже повернули туда, но дальше указателей не было и мы попали к администрации города и церкви.

Где такой же турист, как и мы сказал что вчера их водили на экскурсию, и нам надо немножко вернутся и когда увидим магазин и надпись «Прием молока» там повернуть на право, и единственная дорога она приведет к музею.

Привела честное слово. С лева оказалась канавка с симпатичным мостиком через ручеек, с права забор, амбар, после которого ворота дома на которых и висит табличка музей. Правда, когда мы все таки остановились, муж поругался что, можно было поставить парочку указателей, а музею сделать табличку не внутри дворика, а хотя бы подобие стелы или указателя, что тут музей, а не конец дороги и надо бы развернутся. Ни парковки ни чего машины поставили прям на «газоне».
Вот он музей. После того как мы купили билеты нас повели по музею. Показав в самом начале большие камни. И уже на втором этаже рассказав историю города. Город Билярск был одним из самых крупных средневековых городов третьим по величине и столицей Булгарского государства, через него проходил шелковый путь. Примерно в 12 веке город разорили и сожгли при нашествии хана Батыя, чуть позже город снова стали восстанавливать, но его постигла та же участь.
Экскурсовод рассказала о том когда здесь начали проводить археологические раскопки, о том что город был очень богатый и крупный, показывала найденные экспонаты и находки. Многие находки к сожалению увидеть не получилось, они находятся в других музеях Казани, Москвы.

Золотые и серебряные изделия тоже находятся в других музеях, так как музей не приспособлен к хранению драгоценных изделий. В музее были представлены также история современного города, национальная одежда, и старинные вещи 18-19 века, ткацкий станок,

и сундук академика Арбузова. Его музей находится рядом с музеем города, но о нем попозже скажу еще.
Сам музей и экскурсия нам понравилась. Экскурсовод рассказывала различные легенды и истории города, о том как обороняли город, о Святом ключе, о крепости 40 девушек, о золотых кладах …
Огорчило то что музей не развивают, отсутствуют указатели, нет даже сувениров что бы привести домой. Сразу скажу развалины города мы так и не нашли, Жители отправили нас к горе сказав что туда все ездят. Туда мы и поехали потом.
Но сначала музей Арбузова.

Во дворе музея города Билярска, стоит дом музей Арбузова, известного Химика. Дом был разобран и перевезен из соседней деревни Ар. Баран. Это деревня бывшее поместье семьи Арбузовых. В самом музее почти ничего нет, есть пара вещей, стол, картины и стол на котором проводились лабораторные опыты. В нутрии музея нам фотографировать не разрешили, мы сфотографировались на крыльце. Экскурсовод рассказала нам о семье Арбузовых, о воспитании будущего химика, о друзьях. На этом экскурсия для нас закончилась, так как приехал автобус с туристами из Альметьевска, и экскурсовод убежала туда.
Так теперь «Святой источник» на него к счастью указатель есть, и асфальтовая дорога выводит на большую стоянку, где мы оставив машину, пошли смотреть куда это мы приехали.
Первое что нас встретило - это были ряды с сувенирами, почему то опять сувениров про Билярск и Святой ключ не было. Зато был большой ассортимент различных ненужных вещей, которые продаются на любом базаре. Из сувениров, пожалуй, интересны были бы только для приезжих из других регионов татарские национальные головные уборы, четки, и мусульманская литература.

Второе. Ругающаяся пьяная молодежь и милиционер, который прошел мимо них и зачем то начал ругаться со старичком, который продавал книжки. Там же было подобие кафешки –ларька где мы и решили перекусить, нормальной еды не было и покушали пирожками и чаем который продавец заваривала почему то 1 пакетик на троих, на вопрос почему? Ответ был простой и убедительный «Мы всегда так делаем». Махнув рукой и заплатив как за три стакана чая я потащила все к столику, подружка решила же попить сок.
Третье, перед входом на территорию парка перед воротами - это сильный запах из ряда маленьких деревянных кабинок слева. Я так и не поняла, зачем туалеты расположили перед входом на территорию парка, зачем не обрабатывают какими-нибудь препаратами если уж не перенесут в другое место.
Огорченные такой встречей мы зашли на территорию «Святого источника». И тут наши животики забулькали и захотели нормальной пищи, потому что вокруг царил пир, толпы поклонников готовили в специально отведенных местах в очагах, на кострах пищу. Жарились куски мяса, плов, супы и прочие вкусные блюда. У меня сложилось такое ощущение, что вокруг какой то праздник, на самом деле это поклонники приносили в жертву животных и готовили из этого мяса пищу.

Сам источник поделен, по словам экскурсовода из музея города Билярск, на 3 части, расположенных рядышком, это зона мусульманская, христианская и языческая. На мой взгляд люди сами все равно решили, что бог един и умывались, наполняли ведра для обливания и канистры для дома, пили из всех трех мест. Сама определить, какое из мест к какой религии относится, я не смогла.

Экскурсовод рассказывала, что первыми живительную и волшебную силу источника нашли жители основавшие город.

Они были язычниками и поклонялись если не ошибаюсь лесному богу жившему на этой горе. После принятия ислама источник стал местом поклонения уже мусульман которые так же верили и верят в волшебство этой воды. После того как пришло христианство поток желающих также не иссяк. Во время существования СССР люди также посещали источник, но власть не одобряла посещение таких мест и за частую вокруг горы, где находится источник устраивали так называемы засады из активистов и комсомольцев.
Мне кажется выглядело это примерно так, в кустах под горой сидит группа активистов и по рации переговариваются с дозорным устроившимся на верху горы на одном из деревьев. «Сорока сорока прием что видим?» «сорока охотнику, из города направляется группа пожилых людей с детьми и канистрами. Сорока-сорока, пионеры и октябрята среди них есть? прием-прием» и в итоге всех кто пошел за водой ловили. пионеров выгоняли в октябрята, октябрят ругали и отправляли пропалывать картошку. А пожилых заставляли набирать воду в речке и общественно порицание.
Вернемся обратно к Святому источнику, Сейчас это облагороженная территория с дорожками, кабинками для обливания, местами для чтения молитв, как христиан так и мусульман, крытые беседки для паломников и принятия пищи, очаги для разведения и приношения в жертву.

Вода в источнике, по словам людей всегда холодная и составляет 6 градусов.

На мой взгляд это теплая, мы за пару дней до приезда сюда купались на «Голубом озере» вот там вода действительно холодная +2+3 всего лишь. И там действтельно можно спокойно и сполоснутся и нырнуть и окунутся.

А здесь для того что бы набрать в бутылочку 0,5 литра воды мне пришлось выстоять большую очередь. Поругаться с мужчиной, который пытался набрать ведро воды для обливания и который якобы занимал очередь за своей сестрой, стоявшей передо мной.
Дальше мы решили покроить 444 ступеньки которые вели на вершину горы. Покорили быстрее всех покорил муж, который с ребенком на руках утопал на верх. Мы с подружкой шли гораздо медленнее, фотографировали и рассматривали как почти на каждой веточке, деревце вокруг лестницы завязаны веревочки, тесемки и все возможное что можно завязать, подобное я видела на юге у вершин водопадов веревочки которые завязывают на память, для того что бы вернутся, для исполнения желаний и тд. Здесь это появилось от язычников, которые приносили в жертву животных у столба и завязывали ленты в честь своих богов.

Столб для жертвоприношений находится где то на середине горы, вокруг него скамейки это наверное уже больше для уставших туристов которые также покоряли эту гору и теперь сидели вокруг ямы со столбом.

Мы пошли подниматься дальше. Почти у самой вершины стоит камень на котором сказано что здесь стола дозорная башня и крепость которую построили 40 девушек для защиты города во время нападения.
Дальше мы вышли на край поля с посадкой елочек и стоявшей большими черными камнями. Вокруг лежали монетки мы тоже кинули пру монеток и загадали желания, больше стоять там мы не смогли солнце светило очень сильно и мы поспешили уйти обратно к лестнице которую скрывали деревья.

Еще раз постояв у бывшей дозорной башни мы спустились в низ, и снова побродив по фонтану пошли среди беседок с паломниками вызвав снова желание хорошенько поесть.

И уже целенаправленно пошли к машине очень сожалея, что не взяли ничего того, чем можно было хорошо перекусить. Прошли опять мимо ларька с пирожками, нам их больше не хотелось и удивляясь почему не сделают нормальное кафе для туристов мы пошли к машине.
Загрузившись, мы поехали искать развалины. Сразу после спуска где дорога поворачивает в сторону города. Есть не очень хорошая дорога поднимающаяся в гору на которой стоит деревянная башня, решив что развалины там, мы поехали туда. Развалин там не оказалось.

Деревянная башенка стояла видимо просто так для привлечения внимания туристов. Пофотографировавшись в свое удовольствие мы снова поехали по этой дороге дальше, она вывела нас на нормальную дорогу, по которой мы приехали в город Билярск.
Решив обратно не возвращаться и не делать круги, мы направились обратно домой в Казань.