Приветствуем вас!

Приветствуем вас на портале Tattravel.ru: "Татарстан - Путешествуем вместе".
Tattravel.ru
Администратор сайта

Легенда о змее. До того как появилась Казань в этих землях жили змеи и среди них были змеи с крыльями. Легенда похожая на правду, змей изображен и на гербе Казани и на денежных знаках Российской Федерации где появился после захвата города Иваном Грозным. 

По преданиям, место современной Казани было обильно змеями, причем один змей был крылатым и жил на Змеиной Горе (Жылан-Тау) в окрестностях города (ныне Зилантова Гора, на которой находится Зилантовский монастырь); строителям города пришлось истребить змей посредством сожжения соломой; при истреблении змей крылатый дракон улетел со Змеиной горы и утонул по одному варианту - в озере Кабан, по другому - в Черном Озере. Легенды о чудовищных и летающих змеях существуют в нескольких местностях Казанского края: подобные предания относятся

1) к устью р. Зля, где было древнее поселение болгар, но "один дракон по имени Барадш начал мучать жителей этого города, которые были не в силах победить его; тогда, бросивши свой город, они переселились и основали новый город, которому присвоили название Бюляр"

2) к Змеиному ключу близ с. Рождественского-Ямаши, где "в горной пещере обитал огромный летучий змей, который долго опустошал окрестности, пожирал не только скот, не и людей, пока наконец древние жители здешних мест, подкараулив его в пещере, обложили ее соломой и хворостом и сожгли его"

3) к с. Чурилину, куда при истреблении змей в Казани крылатый дракон гнался, за истребителем-богатырем и настигший его у оврага "Алты- кутар" разорвал на 6 частей

4) к Чертову городищу около г. Елабуги, откуда пред взятием Казани "излете змей велик, огнен, и на запад полете, всем нам зрящим и чудящимся, и невидим бысть из очию нашею".

Лично нам удалось записать в с. Котловке Елабужского уезда рассказ, показывающий, что жители этого села верят в существование в данной местности огромных змей величиною с бревно. Предание "о змеином жилище" на месте Казани впервые записано автором "Казанского Летописца" (П. С. Р. Л. XIX, с. 10-11). Как татарскими, так и русскими книжниками в эту легенду о змеях вкладывался аллегорический смысл, причем мусульмане старались видеть в змеях, изгнанных из Казани, язычество, побежденное мусульманством, а христиане подразумевали ислам, вытесненный христианством.

Приводится также другая легенда о змее на территории будущей Казани.

«Место это, что хорошо известно всем жителям той земли, с давних пор было змеиным гнездом. Жили же здесь, в гнезде, разные змеи, и был среди них один змей, огромный и страшный, с двумя головами: одна голова змеиная, а другая воловья. Одной головой он пожирал людей, зверей и скот, а другою головою ел траву. А иные змеи разного вида лежали возле него и жили вместе с ним. Из-за свиста змеиного и смрада не могли жить вблизи места того люди. 

Царь же Саин много дней смотрел на место то, обходил его, любуясь, и не мог придумать, как бы изгнать змея из его гнезда, чтобы поставить здесь город, большой, крепкий и славный. И нашелся один волхв. Я, сказал он, змея уморю и место очищу. Царь же был рад и обещал хорошо наградить его, если он это сделает. И собрал чародей волшебством и чародейством своим всех живущих в месте том змей от малых до великих вокруг большого змея в одну громадную кучу и провел вокруг них черту, чтобы не вылезла за нее ни одна змея. И бесовским действом всех умертвил. И обложил их со всех сторон сеном, тростником и деревом, сухим лозняком, поливая все это серой и смолой, и поджег их, и спалил огнем. 

Очистив, таким образом, место это, поставил царь Саин город Казань. И стоит там город Казань и поныне, всеми людьми видимый и знаемый». 


использован материал: М.Г. ХУДЯКОВА "Очерки по истории КАЗАНСКОГО ХАНСТВА"



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Информация